Степаненко
Татьяна Николаевна,
учитель информатики и
ИКТ, МБОУ «Гимназия», г. Тулуна
ТЕХНОЛОГИЯ
ВЕБ-КВЕСТ
КАК
ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Быстрый
рост объема информации, которой необходимо овладеть, требует создания и
использования новых эффективных средств обучения.
В
педагогике различают несколько моделей обучения:
1.
пассивная - обучаемый выступает в роли
«объекта» обучения (слушает и смотрит);
2.
активная - обучаемый выступает «субъектом»
обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3.
интерактивная - ученик становится субъектом
взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим
индивидуальным маршрутом.
Перед
современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации
учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития
самостоятельного критического и творческого мышления. С этой целью многие
учителя уже давно используют проектную технологию, привлекая ресурсы сети
Интернет. Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают
процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одно из возможных решений
данной проблемы это технология веб-квест.
Веб-квест
– это пример организации интерактивной образовательной среды.
Образовательный
веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту
или иную учебную задачу. Веб-квест (webquest) – это проблемное
задание с элементами ролевой игры. Цель работы в данной образовательной среде:
организовать грамотную работу учащихся в Интернете, при этом сформировать
ключевые компетентности. Веб-квест – это продукт совместной деятельности
учителя и учеников. Результатом работы с веб-квестом является публикация
минипроектов в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).
Веб-квест
имеет определенную структуру.
Структура
веб-квеста
Введение -
ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий
квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Задание,
которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат
самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти
ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая
должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на
переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Ресурсы -
список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и
аудио, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по
теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть
аннотированным.
Процесс
работы - описание процедуры работы, которую необходимо
выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания
(этапы).
Оценка -
описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от
типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Заключение -
раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении
самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение
риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в
дальнейшем.
При
работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:
§ использование
информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска
необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных
презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных);
§ самообучение
и самоорганизация;
§ работа
в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
§ умение
находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее
рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
§ навык
публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с
выступлениями авторов, с вопросами, дискуссия
Работа
обучающихся осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе веб-квест
предоставляет учащимся возможность выбрать свою роль: теоретика или практика.
Определившись, ученик строго следует выбранному маршруту
Таким
образом, используя веб-квест, ребята
§ учатся
добывать знания самостоятельно, выстраивать работу по алгоритму;
§ приобретают
навыки, используя различные виды деятельности, такие как: поиск и
систематизация информации по теме, проведение исследования в образовательной
среде формулирование выявленной закономерности в виде гипотезы, её
доказательство и представление результатов работы;
§ в
процессе работы поставлены в ситуацию выбора роли, темы, ресурсов;
§ учатся
пользоваться различными информационными источниками: материалами учебника,
ресурсами, размещенными в Интернете
Я считаю,
что веб-квест – это удобная форма работы для активизации учебной деятельности,
повышения интереса к предмету.
Как создать веб-квест
Шаг 1: определите тему.
Шаг 2: выберите сайт, на
котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.
Шаг 3: придумайте задания. С
начала выберите форму, в которой ученики получат задание. Есть несколько
вариантов:
§ В
виде презентации. (напр. программа PowerPoint – расширение .ppt) На
слайде размещаем картинку и пишем один или два вопроса. Так на каждом
слайде можно рассмотреть определенную тему.
§ В
виде текста. (напр. программа Word – расширение .doc). Размещаем
информацию с картинками и вопросы в виде отформатированного текста на листе
формата A4 или A3.
§ Визуальный
материал. Выглядит как набор картинок, фотографий, карикатур. (приложить можно
в виде архива – расширение .zip, так как размер приложений
ограничен).
Шаг 4: придумайте
систему оценивания.
§ Количество
пунктов, начисляемых за тот или иной вопрос.
§ Какому
количеству пунктов какой уровень соответствует. (напр. 5 пунктов – хорошо).
§ В
случае если одного конкретного ответа нет, то опишите, как оценить устный рассказ,
если он аргументированный, дополненный собственными знаниями или наоборот
неполный, неточный.
Шаг 5: найдите источники
информации, которыми будут пользоваться ученики для поиска ответов.
Шаг 6: имея на листе
приблизительный план и основную информацию приступайте к размещению веб-квеста
на сайте.
Когда все страницы заполнены. Веб квест
готов к публикации, после которой он станет доступен для других пользователей.
Как
было сказано выше, для проведения web-квеста можно заранее подготовить
web-странички, а результаты любого проекта можно разместить на сайте или блоге.
Сейчас есть много возможностей и технологий для максимального использования
Интернета в учебной деятельности.
Для
начала необходимо определить, где лучше разместить проект:
на сайте или блоге.
Обзор наиболее популярных бесплатных блогсервисов:
Не бойтесь начинать. Технология создания
блогов понятна. Кроме того, на каждом сервисе
обязательно есть раздел «Помощь».
Обзор бесплатных конструкторов сайтов с хостингом
(т.е. вы создаете сайт on-line), наиболее популярных при создании web-квестов:
Сейчас
появилась возможность создать интерактивное видео (видео-квест,
видео-игру и т.п.) с помощью сервиса YouTube. Вы можете придумать сюжет
фильма и несколько вариантов развития действий, а зритель сможет сам выбирать
последовательность действий.
Преимущество данной технологии состоит в том, что она применима к любому школьному предмету.
Преимущество данной технологии состоит в том, что она применима к любому школьному предмету.
Эта
технология подходит как для организации урочной индивидуальной или групповой
работы, так и для внеклассной работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий